родителей, педагогами дополнительного образования, специалистами из других сфер (культуры, здравоохранения, спорта, правоохранительных органов и пр).

2.Основные задачи и функции классного руководителя.

2.1.Основной задачей классного руководителя является создание благоприятных условий пребывания учащегося в общеобразовательном учреждении, формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи деятельности классного руководителя:

 -формирование системы ценностных ориентации учащихся как основы их

воспитанности

 - создание благоприятных условий для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;

-  формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов учащихся;

- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

 - организация социально значимой творческой деятельности учащихся.

2.2. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Деятельность строится на основе Устава общеобразовательной организации, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательной организации, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо знать:

- общую и социальную педагогику и психологию детей и подростков;

- теоретические основы воспитания, владение современными технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; проектной деятельности, техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

- индивидуальные и возрастных особенности детей и подростков,

- законодательные акты, постановления и решения Правительства РФ и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся

2.3.Функциями классного руководителя являются:

 а) аналитико – прогностические:

-изучение индивидуальных особенностей учащихся и динамики их развития;

-определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

-анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка;

б) организационно – педагогические:

-организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-взаимодействие с каждым учащимся и коллективом класса в целом;

-стимулирование и учёт разнообразной деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительного образования учащихся;

-взаимодействие с педагогическими работниками, администрацией общеобразовательной организации;

-обеспечение связи общеобразовательной организации с семьёй;

-поведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) учащихся;

в) коммуникативные:

-регулирование межличностных отношений между учащимися;

-установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;

-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

-оказание помощи учащимся в формировании коммуникативных качеств;

г) контрольные:

-контроль за успеваемостью каждого учащегося;

-контроль за посещаемостью учебных занятий учащимися.

- контроль за внеурочной воспитательной деятельностью

3.Обязанности классного руководителя.

Классный руководитель по своей должности выполняет следующие обязанности:

3.1. Работа с учащимися:

- организация и проведение режимных моментов: контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания, дежурства по школе и классу;

- отслеживание результатов  учебно-воспитательного процесса в классе;

-  контроль за ведением дневников учащихся;

- контроль за внешним видом учащихся;

- выявление причин слабой успеваемости учащихся, организация своевременной и  необходимой помощи слабоуспевающим и неуспевающим учащимся;

-  помощь одарённым учащимся в раскрытии и совершенствовании их способностей;

- оказание помощи учащимся в выборе индивидуальной траектории образования, профиля обучения и будущей профессии;

- изучение индивидуальных способностей, интересов, особенностей развития учащихся;

- организация помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья;

- организация работы по охране и укреплению здоровья учащихся, вовлечению их в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;

- планирование и осуществление воспитательной работы в классе, в том числе  проектной, социально значимой, и по месту жительства;

 - проведение классных часов, информационных минут и других форм воспитательной работы;

- организация работы с активом класса, оказание педагогической помощи органам классного самоуправления, детским общественным организациям;

- создание условий для привлечения учащихся, особенно детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, в творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы);

- выявление и организация работы с учащимися с устойчивыми отклонениями в поведении;

- создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого учащегося;

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;

- осуществление защиты несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;

- ведение учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

- организация работы по профилактике правонарушений, наркомании среди учащихся, формированию здорового образа жизни;

- организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних учащихся;

- проведение индивидуально-профилактической работы с учащимися

3.2.Работа с учителями, преподающими в классе:

-посещение уроков с согласия преподавателей с целью реализации единых требований и индивидуального подхода к учащимся;

-организация и проведение тематических и других мероприятий;

3.3.Работа с родителями (законными представителями):

- изучение условий семейного воспитания и оказание семье помощи в воспитании учащихся (лично, через психолога, социального педагога);

- систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями (законными представителями) учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

- информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах учащихся;

 - проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций для                                родителей (законных представителей) по вопросам семейного воспитания;

- организация педагогического и психологического просвещения родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания учащихся;

- работа с родительским активом, вовлечение родителей (законных представителей) в управление жизнедеятельностью класса и общеобразовательной организации.

5.Документация классного руководителя.

Классный руководитель ведет следующую документацию:

- план воспитательной работы класса на учебный год;

- социальный паспорт класса;

- личные дела учащихся;

- протоколы родительских собраний;

- классный журнал;

- «копилка» разработок классных часов и внеклассных мероприятий;

- отчеты о проделанной работе по установленной в образовательном учреждении форме;

- журнал регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности.

6.Права классного руководителя.

Классный руководитель имеет право:

-самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди»;
-посещать уроки других учителей в закреплённом за ним классе, с целью изучения учащихся и соблюдения единых требований, и индивидуального подхода к ним;

-использовать помещения и материальную базу общеобразовательной организации для проведения воспитательной работы с классом: закреплённый кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом руководством общеобразовательной организации;

-повышать своё профессиональное мастерство в общеобразовательной организации и в системе повышения квалификации;

-получать своевременную методическую и организационно – педагогическую помощь от руководства общеобразовательной организации;

-выносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов школьного самоуправления, Совета родителей  предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

7.Ответственность.

7.1.Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время воспитательных мероприятий с классом;

7.2.Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную ответственность, и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

7.3.Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную ответственность за причинённый ущерб (реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния  указанного имущества) в соответствии со статёй 241 Трудового Кодека РФ.

7.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью учащегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

7.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

7.6. За виновное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.