ПСИХОГРАММА 

Что такое психограмма?

Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

Этапы составления психограммы:

  1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
  2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
  3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.


Виды психических функций

  1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
  2. Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
  3. Имажинитивные действия (от лат. imago – "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
  4. Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
  5. Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
  6. Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
  7. Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, – целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия – основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.

Таблица профессионально важных качеств

Название ПВК Типы психограмм
выражение ПВК в баллах от 1 до 3
Организатор досуга Парикмахер-визажист Дизайнер интерьера Модельер конструктор одежды
1. Зрительное восприятие (действия восприятия) 1 3 3 3
2. Слуховое восприятие (действия восприятия) 2 1 1 1
3. Память (мнемические действия) 3 3 3 3
4. Внимательность (действия внешнего контроля) 3 3 3 3
5. Воображение (имажинитивные действия) 3 3 3 2
6. Технический интеллект (логические действия) 1 1 2 3
7. Словесно-логический интеллект (логические действия) 3 2 2 1
8. Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия) 3 2 2 2
9. Устная речь (интерперсональные действия) 3 3 2 2
10. Общительность (интерперсональные действия) 3 3 2 3
11. Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль) 3 3 3 3
12. Психомоторика (двигательные действия) 3 2 2 3


Построение психограммы

1. используя электронные таблицы, например, Microsoft Excel, внести данные психограммы выбранной профессии (3 балла – высоко развиты способности; 2 балла – средне развиты способности; 1 балл – ниже среднего развитие способностей.)

2. Внести данные уровня развития своих способностей.

Пример заполнения таблицы

3. Продолжить действия по созданию диаграммы, используя Мастер диаграмм.

Психограмма профессионально важных способностей
Магнит показывает на север и на юг;
от человека зависит избрать
хороший или дурной путь жизни.
Козьма Прутков 


Верстка: Копычева С. (10В), Никулина С. (10В)
Проект реализуется на факультативе по информатике.
МОУ "КИРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ, 2010 год

Hosted by uCoz