|
Что такое психограмма?
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Составление психограммы итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.
Этапы составления психограммы:
- Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
- Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
- Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Профессионально важные качества (ПВК) относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Виды психических функций
- Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
- Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
- Имажинитивные действия (от лат. imago "образ", "подобие"), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы мир композиторов, зрительные образы конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
- Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления.
Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный.
- Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий:
коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов;
организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др.
Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
- Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы "произвольное внимание". Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций саморегуляция.
- Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.
Таблица профессионально важных качеств
№ |
Название ПВК |
Типы психограмм выражение ПВК в баллах от 1 до 3 |
Организатор досуга |
Парикмахер-визажист |
Дизайнер интерьера |
Модельер конструктор одежды |
1. |
Зрительное восприятие (действия восприятия) |
1 |
3 |
3 |
3 |
2. |
Слуховое восприятие (действия восприятия) |
2 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Память (мнемические действия) |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. |
Внимательность (действия внешнего контроля) |
3 |
3 |
3 |
3 |
5. |
Воображение (имажинитивные действия) |
3 |
3 |
3 |
2 |
6. |
Технический интеллект (логические действия) |
1 |
1 |
2 |
3 |
7. |
Словесно-логический интеллект (логические действия) |
3 |
2 |
2 |
1 |
8. |
Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия) |
3 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Устная речь (интерперсональные действия) |
3 |
3 |
2 |
2 |
10. |
Общительность (интерперсональные действия) |
3 |
3 |
2 |
3 |
11. |
Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль) |
3 |
3 |
3 |
3 |
12. |
Психомоторика (двигательные действия) |
3 |
2 |
2 |
3 |
Построение психограммы
1. используя электронные таблицы, например, Microsoft Excel, внести данные психограммы выбранной профессии (3 балла высоко развиты способности; 2 балла средне развиты способности; 1 балл ниже среднего развитие способностей.)
2. Внести данные уровня развития своих способностей.
3. Продолжить действия по созданию диаграммы, используя Мастер диаграмм.
|
Магнит показывает на север и на юг;
от человека зависит избрать
хороший или дурной путь жизни.
Козьма Прутков
|