> -->

Принято
на заседании
педагогического совета


27.08.2015г.
протокол №1

Утверждаю:

Директор МКОУ «Кировский лицей»

_________________________
Г.И. Ильина
01.09.2015г
приказ №42/8

ПОЛОЖЕНИЕ
об инспектировании и других формах контроля 
в муниципальном казенного общеобразовательном учреждении «Кировский лицей»

1.Общие положения

1. Инспектирование и другие формы контроля – одни из главных источников информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Кировский лицей» (далее – Учреждение). Под инспектированием и внутренним контролем понимается проведение членами администрации Учреждения наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и нормативно-правовых актов, изданных Министерством образования и науки РФ, Министерством образования и культуры Калужской области, администрацией муниципального образования «г. Киров и Кировский район» Калужской области.
2.  Целями инспектирования и внутреннего контроля являются: 
- совершенствование деятельности Учреждения;
- повышение профессионального мастерства педагогических работников;
- улучшение качества образования в Учреждении.
3. Задачи инспектирования и внутреннего контроля: 
- осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; 
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по Учреждению;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 
4.  Функции инспектирования и внутреннего контроля: 
- информационно - аналитическая,
- контрольно-диагностическая,
- коррективно-регулятивная. 
5.  Директор Учреждения и заместители директора или эксперты вправе осуществлять инспектирование и внутренний контроль результатов деятельности работников по вопросам: 
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
- использования методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов - соблюдения утвержденных учебных графиков;
- соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения;
- соблюдения порядка поведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся;
- своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством РФ, законодательством Калужской области и правовыми актами органов местного самоуправления;
- другим вопросам в рамках компетенции директора Учреждения и его заместителей. 
6.  При оценке педагогического работника в ходе инспектирования и внутреннего контроля учитывается: 
- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
- уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;
- степень самостоятельности обучающихся;
- владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
- дифференцированный подход в процессе обучения;
- совместная деятельность педагогических работников и обучающихся;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержание учебного материала;
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт работы.
7.  Методы контроля за деятельностью работников: 
- анкетирование;
- тестирование;
- социологический опрос;
- диагностика;
- мониторинг;
- наблюдение;
- изучение документации;
- анализ и самоанализ уроков;
- беседа;
- результаты учебной деятельности обучающихся.
8. Методы контроля над результатами деятельности: 
- наблюдение;
- устный опрос;
- письменный опрос;
- письменная проверка знаний (контрольная работа);
- комбинированная проверка;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- проверка документации.
9.  Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.
Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. 
Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса и др.
Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояния здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства).
Внутренний контроль в виде административной контрольной работы осуществляется директором Учреждения или его заместителями по учебной, научно – методической и воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 
10.  Виды внутреннего контроля: 
- предварительный;
- фронтально-обзорный;
- тематический;
- персональный;
- классно – обобщающий.
11.  Правила инспектирования и внутреннего контроля: 
- инспектирование и внутренний контроль осуществляет директор Учреждения или по его поручению заместители по учебной, научно - методической, воспитательной, административно-хозяйственной работе;
- при обнаружении в ходе инспектирования и внутреннего контроля нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору Учреждения;
- экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой Учреждения;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения работника, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор Учреждения и его заместители могут посещать уроки педагогических работников без предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
- в экстренных случаях педагогический работник предупреждается непосредственно накануне посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании и др.).
12.  Основания для инспектирования и внутреннего контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- плановый контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования;
- решение педсовета.
13.  Результаты инспектирования и внутреннего контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутреннего контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводов и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки.
Работники после ознакомления с результатами внутреннего контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутреннего контроля. При этом они в праве сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома Учреждения или вышестоящие органы управления образования.
По итогам инспектирования и внутреннего контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания;
б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения;
в) результаты внутреннего контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
14. Директор Учреждения по результатам инспектирования и внутреннего контроля принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутреннего контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- иные решения в пределах своей компетенции.
О результатах сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

2. Инспектирование

2.1. Инспекционный контроль осуществляет директор Учреждения, заместители директора, другие специалисты при получении полномочий от директора Учреждения.
2.2. В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться отдельные специалисты.
2.3. Директор Учреждения вправе обратиться в органы управления образованием, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Привлеченные специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией.
2.4. Директор Учреждения издает приказ о сроках и теме инспектирования, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план – задание.
2.5. Продолжительность инспектирования не должна превышать 10 дней с посещением не менее 10 уроков, занятий и других мероприятий.
2.6. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
2.7. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой Учреждения.
2.8. Результаты инспектирования оформляются в виде аналитической справки, которая обсуждается на совещании при директоре.

3. Другие формы контроля

3. 1. Предварительный контроль
3.1.1. Предварительные контроль имеет опережающий, прогностический характер, его цель состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала учебного процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченных планов.
3.1.2. В ходе предварительного контроля составляются графики проведения полугодовых и годовых контрольных работ и проверяется:
- календарно – тематическое планирование;
- документация;
- оборудование кабинетов.
- наличие учебных программ и др.
3.1.3. Продолжительность предварительного контроля определяется глубиной изучения состояния дел в соответствии с поставленной целью.
3.1.4. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроками, целями контроля в соответствии с планом работы Учреждения.
3.1.5. По итогам предварительного контроля оформляется справка.

3.2. Фронтально-обзорный контроль.
3.2.1. Фронтально-обзорный контроль осуществляется в конкретном классе, параллели, методическом объединении и др.
3.2.2. Фронтально-обзорный контроль проводится для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы работников, всего коллектива педагогических или других работников или его части.
3.2.3. Продолжительность фронтально-обзорного контроля определяется планом контроля на учебный год.
3.2.4. По результатам фронтально-обзорного контроля оформляется справка. Результаты обсуждаются на методическом совете, заседаниях методических объединений, родительских собраниях.

3.3. Тематический контроль.
3.3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения.
3.3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.
3.3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в практику работы технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
3.3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития Учреждения, проблемно – ориентированным анализом работы Учреждения по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране и др.
3.3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, строками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы Учреждения.
3.3.6. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование и др);
- осуществляется анализ практической деятельности работников, классных руководителей, руководителей кружков и секций; 
- посещаются уроки, внеклассные мероприятия, занятия кружков и секций и др.
3.3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
3.3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре Учреждения или заместителях, заседаниях методических объединений.
3.3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и развития обучающихся.
3.3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

3.4. Персональный контроль.
3.4.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного работника.
3.4.2. В ходе персонального контроля изучаются:
- уровень знаний педагогического работника в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство;
- уровень овладения педагогическим работником технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
- результаты работы педагогического работника и пути их достижения;
- способы повышения профессиональной квалификации педагогического работника и др.
3.4.3. При осуществлении персонального контроля проверяющий имеет право:
- ознакомиться с документами в соответствии с функциональными обязанностями, календарно-тематическими планами, тематическим планированием, которое составляется педагогическим работником на учебный год, рассматривается и согласовывается на заседании методического объединения и с заместителем директора по учебной работе, утверждается директором Учреждения и может корректироваться в процессе работы, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами педагогического работника и др.;
- изучать практическую деятельность педагогических работников Учреждения через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогических работников;
- делать выводы и принимать управленческие решения и др.
3.4. 4. Проверяемый работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
- обратиться в конфликтную комиссию профкома Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
3.4.5.По результатам персонального контроля деятельности педагогического работника оформляется справка.

3.5. Классно-обобщающий контроль
3.5.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.
3.5.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
3.5.3. В ходе классно-обобщающего контроля проверяющий изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
- деятельность всех педагогических работников;
- включение обучающихся в познавательную деятельность;
- привитие интереса к знаниям;
- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
- сотрудничество педагогических работников и обучающихся;
- социально – психологический климат в коллективе обучающихся.
3.5.4. Классы для проведения классно - обобщающего контроля определяются по результатам предметно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
3.5.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.
3.5.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно – обобщающего контроля в соответствии с планом работы Учреждения.
3.5.7. По результатам классно – обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.